Органы государства.
Представительные, (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры
Орган государства — это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением.
Характерные черты органа государства:
это единоличное лицо или организация, входящие в единую систему государственных органов;
действует от имени государства и по его поручению; наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения физических принудительных мер;
имеет внутреннюю структуру, необходимую материальную базу и финансовые средства;
обладает компетенцией, осуществляемой в процессе: принятия нормативных правовых актов — предписаний общего характера; принятия правоприменительных актов — предписаний индивидуального характера; контрольно-организационной деятельности;
• образуется и функционирует в установленном законом порядке;
выполняет свойственные только ему задачи и функции;
осуществляет свою деятельность на определенной территории.
На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.
Представительные (законодательные) — органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу.
В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом и работающих на постоянной основе. Главная функция Государственной Думы — принятие федеральных законов. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, предписаниям которых должны следовать все государственные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане.
При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить принятый закон.
Глава 5 Конституции рф посвящена Федеральному Собранию как парламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу рф.
Понятие «представительные органы» и «законодательные» не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.
Представительные органы — это те органы, которые представляют весь многонациональный народ РФ, формируясь, прежде всего, путем всеобщих свободных выборов.
Исполнительные государственные органы призваны обеспечивать реализацию принятых законов, исполняя которые, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера. Высший исполнительный орган в Российской Федерации — это Правительство, возглавляемое Председателем (премьер-министром), который утверждается Государственной Думой по представлению Президента РФ. В систему исполнительных органов входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные надзоры и т. д. В систему исполнительных государственных органов власти входят и исполнительные государственные органы власти в субъектах Федерации.
В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.
Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении РФ (п. «г» ст. 71 Конституции). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией (ст. 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) ст. 73 Конституции РФ;
Органы исполнительной государственной власти субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — устанавливаются субъектами Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и с общими принципами организации исполнительных органов власти, закрепленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции).
Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в РФ», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.
Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля; рассматривает дела о соответствии других нормативных правовых актов Конституции РФ, дает ее толкование. Осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ».
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет над ними надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Прокуратура РФ — в соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.
Силовые структуры — армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы — могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие и другие технические средства принуждения, но только в рамках и на основе закона.
Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.
Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.
Вопросы для рассмотрения:
Механизм государства: понятие, признаки, принципы и структура
Роль механизма государства в осуществлении функций государства
Понятие государственного органа и его признаки
Виды государственных органов в Российской Федерации, их значение в развитии гражданского общества и построении правового государства
Проблемно-практические задания:
1.Разработать схему механизма государства
2. Подготовить не менее 5 ситуаций по предложенным вопросам.
2. Составить краткий конспект представленной работы. Выделить положительные моменты представленной работы с точки зрения современного представления о механизме государства
ЕллинекГ.
studfiles.net
2.2 Органы исполнительной власти
Органы исполнительной власти представлены Правительством РФ (оно же высший орган исполнительной власти в РФ), министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ (к ним относятся президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства и другие ведомства). Все эти органы в совокупности составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Отличительная особенность органов исполнительной власти состоит в том, что в основном эти органы либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Например, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций занимают свою должность в результате всеобщих равных, прямых выборов при тайном голосовании.
Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов её субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администрации субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти также как и законодательные, делятся на федеральные и субъектов Федерации. К федеральным относится Правительство РФ, федеральные министерства, и другие ведомства. Органы субъектов Федерации – главы администраций субъектов, их правительства, министерства и другие ведомства. По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, которые ведают всеми или почти всеми отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым – министерства, и другие ведомства Федерации и её субъектов.
Органы исполнительной власти делятся на коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные – это Правительство РФ и правительства субъектов федерации. Единоначальными органами исполнительной власти являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.
Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость.3
Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.
Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.
Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.4
studfiles.net
Законодательная и исполнительная власть
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Теория государства и права»
Вопрос 1. Органы законодательной, исполнительной власти, суд и контрольно-надзорные органы
Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума – его нижней палатой, так как это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации. Совет Федерации формируется из представителей органов государственной власти субъектов Федерации (депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны на основе всеобщего прямого избирательного права). Таким образом, через Совет Федерации обеспечивается выработка решений, наиболее точно учитывающих интересы субъектов Российской Федерации.
Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении.
Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство – высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к федеральным органам в новой Конституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.
Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность (ст. 10). В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.
Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений.
Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.
Вопрос 2. Государство и местное самоуправление
Системный подход к любому современному государству предполагает, что каждое его структурное подразделение взаимосвязано с другими и в то же время относительно независимо, обладая в конкретных ситуациях способностью по-своему реализовывать предоставленные ему возможности. Однако степень ответственности «структурных узлов», расположенных как по «горизонтали», так и по «вертикали», объем их возможностей далеко не одинаковы в разных государствах и зависят от многих политических, экономических, технических факторов, конкретных исторических условий.
Идеология местного самоуправления отражает две объективные социальные потребности: необходимость эффективного управления делами общества и развитие демократии. Чем сложнее общество, тем труднее управлять экономическими и социальными процессами из центра, поэтому издавна местное самоуправление связывалось с задачей децентрализации управления, передачи на места вопросов, которые там могут решаться наиболее успешно. Местное самоуправление предполагает заботу о непосредственных нуждах населения. Лучше всего эти нужды знает власть, напрямую связанная с жителями городов и сел, что и обеспечивает заинтересованное, ответственное и, следовательно, эффективное решение местных дел. С другой стороны, местное самоуправление способствует обеспечению свободы личности, ее самовыражению, развитию в гражданах самостоятельности и предприимчивости. Знакомясь с общественными делами, участвуя в их решении, люди перестают надеяться только на центральные власти и привыкают полагаться на самих себя.
Местное самоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Формирование органов местного самоуправления – дело самого населения соответствующего города, села или иного муниципального образования. Одни из этих органов могут быть непосредственно избраны населением, другие – сформированы выборными органами. Но при всех условиях они не могут назначаться «сверху», их состав не должен согласовываться с вышестоящими государственно-властными инстанциями или утверждаться ими. Вмешиваться в решение этих дел государственные инстанции не могут; в противном случае должна наступать правовая ответственность за нарушение Конституции. Будучи сформированы «снизу», органы местного самоуправления не находятся в отношениях подчиненности к органам государственной власти и не обязаны выполнять их предписания. Органы государственной власти могут действовать рядом с органами местного самоуправления, но не вместо них.
Будучи выведены из системы органов государственной власти, органы местного самоуправления остаются в системе государственно-властных отношений. Организационно отделенные от государственной власти, они с ней связаны функционально. Самосознание и важнейшие полномочия органов местного самоуправления определены актами органов государственной власти – федеральных и субъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственной политики – экономической, социальной, экологической, в области культуры и др., могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в реализации государственных программ.
Вопрос 3. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
Формациониый и цивилизационный подходы – это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе – это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества.
В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным»), которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории.
В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилиз
mirznanii.com
16 Исполнительно-распорядительные органы власти.
Ответы на экз билеты по ТГП с 16 по 20 вкл.
Исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества.
Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.
Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издаёт в форме регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительство (премьер-министр) большинства стран обладает правом законодательной инициативы и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несёт, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путём специальной парламентской процедуры. Недоверие приводит к отставке правительства и по общему праву его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.
Во многих странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.
17 Разграничение компетенции законодательной и исполнительной ветвей власти в сфере нормотворчества.
Разграничение функциональной компетенции между ветвями власти в конституциях часто определяется в весьма общих чертах. Наиболее существенно решение вопроса о соотношении законодательной и исполнительной власти, не случайно во многих зарубежных конституциях есть специальный раздел, посвященный взаимоотношениям исполнительной и законодательной властей (Франция, ФРГ и др.). Законодательная (представительная) власть формулирует общие нормы (правила) организации государственной жизни, а исполнительная обеспечивает их реализацию.
В западных странах проблема исполнительного нормотворчества чаще всего связывается с делегированным законодательством (ст. 38 Конституции Франции или ст. 80 Конституции ФРГ).
Аксиомой концепции разделения властей (что часто закреплено в конституциях и текущих законах) является формула: парламент принимает законы, правительство (президент, кабинет) исполняет, проводит их в жизнь. На практике исполнительная власть обладает значительным числом конституционных, статуарных и фактических полномочий во всех сферах осуществления государственной власти — и законодательной, и правоприменительной. Возрастание активности исполнительной власти — закономерный процесс, и в нем значительная роль отводится делегированному законодательству. Передача законодательных прерогатив должна носить временный и весьма ограниченный характер, не нарушая баланса законодательной и исполнительной властей, и проходить под судебным или иным действенным контролем.
«Тяготение» исполнительной власти к нормотворчеству имеет основания вполне объективного характера: обилие актов непрямого действия, требующих дополнительной регламентации; проявление пассивности законодателя. В связи с этим возникает вопрос о соотношении нормотворчества и правоприменения (распорядительства) в деятельности исполнительной власти. Конечно, переосмысление объема полномочий исполнительной власти в направлении правотворчества неизбежно, однако при создании правового государства важным моментом является закрепление принципа подзаконности исполнительной власти. Главным средством исполнения должно служить не нормотворчество, а основанное на законе распорядительство, т. е. осуществление практических мер по реализации (в первую очередь) законодательных норм. В российских условиях вместо жесткого, командного администрирования используются более гибкие формы координирующего, корректирующего, надзорного, правоохранительного характера. «Сфера деятельности исполнительной власти все шире использует институты контрактов, конкурсов, договоров, которые становятся самостоятельными институтами административного и государственного (конституционного) законодательства».26 Правоустановительные акты исполнительной власти должны служить средством правоприменения (исполнения), а потому возможность их издания следует оговаривать в соответствующем законе.
В соответствии с основами конституционного строя (ст. ст. 1–16 Конституции РФ) Россия является правовым государством. При этом в ч. 2 ст. 4 Основного Закона нашей страны установлено, что данный Закон и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а в ст. 15 уточняется, что Основной закон имеет прямое действие и что законы и иные правовые акты не должны противоречить ему. Более того, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ никакие ее положения, а следовательно, и положения иных правовых актов, не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Из ст. 10 Конституции РФ следует, что государственная власть в России разделена на 3 самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Высшими органами, уполномоченными осуществлять эти направления власти, являются соответственно Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Гарантом согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является Президент России (ст. 80 Конституции РФ). Компетенция в области нормотворчества перечисленных высших органов государственной власти определена в соответствующих разделах Конституции РФ. Так, Президент РФ вправе издавать указы и распоряжения, которые, однако, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). В то же время п. «г» ст. 84 Конституции РФ наделяет Президента РФ правом вносить законопроекты в Госдуму РФ и правом утверждать (одобрять) принятые Госдумой федеральные законы. Компетенция палат Федерального Собрания по принятию федеральных законов определена в гл. 5 Конституции РФ. В данной главе указано, что федеральные законы принимаются Госдумой РФ (ст. 105 Конституции РФ), но для принятия некоторых из них, в том числе федеральных конституционных законов, имеющих высшую после Конституции РФ силу, необходимо согласие (одобрение) Совета Федерации (ст. ст. 106 и 108). Причем федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К таким вопросам относятся, например, введение чрезвычайного положения в стране или отдельной ее местности, принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта и др. Всего этих вопросов 12 и они предусмотрены ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, ч. 1 ст. 76, п. «в» ст. 84, ч. 3 ст. 87, п. «д» ч. 1 ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128, ч. 2 ст. 135 Конституции РФ.
studfiles.net